сайт Даутовой Елены

Проект "Неделя правовых знаний"

 Проект «Неделя правовых знаний»  для детей

дошкольного возраста.

Актуальность проблемы:

 Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и к окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладывается именно в дошкольном возрасте. Также в это время у детей формируются первые простейшие представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами.

Гражданское воспитание - это, прежде всего, личностно-ориентированное воспитание, направленное на развитие социальных свойств дошкольника: быть гражданином России и в юридическом, и внравственном смысле.

 Проблема состоит в том, что как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Решение данной проблемы - в  систематизации работы по правовому воспитанию в системе: детский сад – дошкольник – семья. 

Вид проекта:  краткосрочный, открытый, коллективный.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Цель: создание условий для формирования правосознания у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развитие уважения и терпимости к другим людям и их правам.

2. Развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение.

3. Развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

4. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым.

5. Приобщение родителей к развитию у детей правовых знаний, норм и правил поведения.

Объект проектирования - процесс правового воспитания дошкольников среднего возраста.

Предметом проектирования является система правового воспитания дошкольников среднего возраста и их родителей.

Этапы проекта:

1. Подготовительный (аналитический)

2. Основной (реализация намеченных планов)

3. Заключительный (подведение итогов)

Планируемые  результаты:   

- создание системы работы по правовому воспитанию;

- создание условий для обеспечения реализации прав детей;

-знание детей о своих правах и обязанностях и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права;

-знание прав и обязанностей детей и родителей, нормативных документов;

-использование  правовых моделей поведения в общении с детьми.

План реализации проекта

Содержание деятельности

Ответственные

Результат

1-й - Подготовительный

Изучение нормативно-правовой базы

Анкетирование родителей по проблеме

Информационный мониторинг (изучение методической литературы, существующих программ по правовому воспитанию)

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме

Воспитатели

Создание нормативно-правовой и методической базы  

Оснащение  материально-технической базы:

- приобретение пособий, дидактических игр;

- приобретение методической литературы

Воспитатели, родители

Оснащение материально-технической базы

Составление перспективного планирования работы с детьми

Воспитатели

Планирование реализации проекта

2-й – Основной

Тема

Цель

Мероприятия

Работ с

родителями

Знакомство с конвенцией о правах

ребенка».

Дать детям представление о правах на личную неприкосновенность. Формировать чувство безопасности. Воспитывать у детей чувства опасности в той или иной си­туации.

Беседа на тему «Знакомство с конвенцией о правах ребенка».

Цель: познакомить детей с конвенцией о правах ребенка, основными гражданскими правами и обязанностями детей. Дать представление о праве на личную неприкосновенность.

Игровая ситуация: «Безопасность».

Цель: закрепить у детей представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от несчастных случаев  в быту.

Чтение и рассматривание иллюстраций Л.Радзиевская «Уроки безопасности».

 

 Информационный лист «Декларация о правах ребенка». Уточнить знания по осуществлению прав ребенка в семье.

«Право на

здоровье»

Формировать знание детей о том, что они имеют право на охрану здоровья, медицинское обслуживание.

Беседа «Право на здоровье». Дать детям понять, что каждый ребёнок имеет право на здоровый образ жизни и на медицинскую помощь и лечение.

Психогимнастика. Мы с вами на берегу моря. Дует легкий ветерок, тепло, приятно. Настроение очень хорошее. Звучит приятная музыка. Закройте глаза, примите удобную позу.

Цель: создание для детей условий психологического комфорта.

Чтение стихов про здоровую пищу.

Рисунок «Мой дом».

 Беседа с родителями «Права и обязанности родителей». Обучение родителей умению пользоваться родительскими правами.

«Право на гражданство»

Формировать у детей знания о праве на гражданство, принад­лежность к своей стране. Воспитывать чувство любви к Родине.

Беседа: «Я - гражданин России».

Цель: познакомить детей с правом на гражданство и принадлежность к стране; с флагом и гербом России. Воспитывать чувство гордости за своё Отечество.

Составление фотовыставки: «Где я отдыхал с родителями».

Цель: познакомить детей с необъятными просторами нашей Родины, её го­родами и деревнями. Воспитывать чувство любви к своей Родине.

Развлечение «Вечер загадок и отгадок - ум хорошо, а два лучше».

Цель: знакомство с русскими загадками, играми, хороводны­ми песнями. Приобщение детей к русским традициям и обычаям.

 Привлечь родителей к оформлению фотовыставки.

«Право на

заботу близких людей»

Формировать у детей знания об их правах на гражданство и соб­ственное имя; о том, что каждый ребёнок имеет право на любовь и внимание со стороны своих родителей; ни один ребёнок не мо­жет быть разлучен со своими родителями; каждый ребёнок имеет право на жилище, питание и развлечения.

Беседа: «Все мы родные».

Цель: познакомить детей с правом жить со своими родителями, никому не позволено их разлучать. Закрепить понятие о том, что семья - это люди, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Вызвать интерес к своему происхождению.

Сюжетно-ролевая игра: «Семейное путешествие».

Цель: воспитывать у детей чувства семейной сплочённости.

ОД по теме «Права ребенка».

Чтение художественной литературы: Н.Артюхова «Трудный вечер».

Цель: воспитывать у детей потребность радовать своих близких добры­ми делами и заботливым отношением.

 Информационный лист «Создание благоприятной семейной атмосферы». Дать информацию и рекомендации о правильном воспитании личности ребёнка.

«Право на свободу независимо от националь­ности расы, страны»

Познакомить детей с правом на свободу и равенство; каждый чело­век должен обладать всеми правами и свободами независимо от национальности и убеждений.

Беседа на тему: «Земля - наш общий дом».

Цель: воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представления о Земле, о своей стране. Вос­питывать чувства гражданственности, патриотизма, уважительное отношение к жителям Земли.

Просмотр презентации о г. Белогорске.

Изготовление книжки-малышки «Я и мои права».

Цель: закрепить у детей полученные знания о правах и обязанностях.

 Памятка для родителей: «Четыре заповеди мудрого родителя». Напомнить родителям о том, что в ребёнке нужно видеть личность.

 

3-й – Заключительный

Презентация для родителей по результатам работы над проектом

Воспитатели

Аналитическая справка по итогам работы над проектом

Реализация данного проекта возможна при наличии следующих ресурсов и условий:

Демонстрационного материала (плакаты с геральдикой, фотографии города и страны, иллюстрации по правам ребенка, иллюстрации к сказкам); Аудиозаписи Гимна России, песен о родном городе и стране, литературных произведений; Видео-презентаций к мероприятиям; Технических  средств; Наглядно-дидактическая оснащенность; Тесное сотрудничество педагогического коллектива с родителями;

Нормативно-правовой основой правового воспитания являются:

Декларация прав ребенка (1959). Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Конституция Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании». Семейный кодекс Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект образовательной деятельности для детей 4-5 лет по теме

«Права ребенка».

Цель: формирование у детей представлений о своих правах и обязанностях.

Задачи:

1. Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка» - документе, определяющем и защищающем права детей.

2. Формировать умение графически изображать свою семью.

3. Способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей.

4. Создать условия для проявления доброжелательных отношений к окружающим.

5. Воспитывать нравственно-правовую культуру детей.

Форма организации: групповая.

Демонстрационный материал: картинки символизирующие права детей, кукла, картинки с изображением продуктов, 2 корзинки, ноутбук.

Раздаточный материал: карандаши, бумага для рисования.

Ход образовательной деятельности:

Педагог с куклой Красная Шапочка привлекает внимание детей.

Педагог: Дети, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости. Вы узнали её?

Дети: Это Красная Шапочка.

Педагог: Красная Шапочка пришла к нам рассказать о своих новых приключениях. Хотите узнать о них?

Получив согласие детей, воспитатель приглашает детей послушать о новых приключениях Красной Шапочки.

Педагог: «Давным-давно жила в одной деревне девочка. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей  красной шапочке. Соседи так про неё и говорили: 
 – Вот Красная Шапочка идёт! Как-то раз испекла мама пирожок и сказала Красной Шапочке:

– Сходи-ка, дочка, к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке, в другую деревню».

Видит, сидит белочка и плачет.

-  Почему ты, плачешь, белочка?

- Как, же мне не плакать. Приходил волк и сказал, что все шишки, орехи, ягоды, грибы в лесу его. Что я буду кушать?

Успокоила Красная Шапочка белочку и сказала, что дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды. Воспитатель показывает детям картинку, символизирующую это право, дети рассматривают её. (слайд)

Педагог: Давайте поможем белочке. На столе лежат картинки. На них нарисованы разные продукты. Давайте разложим их в 2 корзинки. Одна корзинка для Красной Шапочки, а другая для белочки.

Педагог: Идёт Красная Шапочка лесом, видит на пеньке сидит зверёк и плачет.

- Кто ты? Почему ты плачешь?

- Как же мне не плакать? Я не знаю, кто я и как меня зовут.

- Ребята, а вы знаете кто это? (Зайка, зайчик, зайчонок.) А кто его мама и папа? ( Зайчиха и заяц).

- Ребёнок имеет право знать своих родителей.

Воспитатель показывает детям картинку, символизирующую это право, дети рассматривают её. (слайд)

Красная Шапочка: А вы ребята знаете, как зовут ваших родителей?

Педагог: Давайте расскажем Красной Шапочке о семье.

Педагог: Как хорошо, что у каждого есть семья. В семье все любят и заботятся друг о друге, приходят на помощь. В семье все вместе, как пальчики на руке.

Педагог: Давайте нарисуем свою семью.

Дети садятся за столы, обводят свою ладошку и рисуют пальчикам лица членов своей семьи.

Красная Шапочка: Давайте придумаем зайчонку имя. Ребёнок имеет право на имя.

Слушаются все предложения детей. Выбирают самое удачное.

Педагог: Много людей живёт на земле и у каждого есть имя. Воспитатель показывает детям картинку, символизирующую это право, дети рассматривают её. (слайд)

Педагог: Подошли к Красной Шапочке бельчонок и зайчонок.

- Расскажи нам, Красная Шапочка, откуда ты узнала про права детей?

- Я хожу в детский сад. Там я узнала, о том, что есть – документ «Конвенцией о правах ребёнка» в нём записаны все права детей. Эта  «Конвенцией о правах ребёнка» и защищает детей от несправедливости. Вы тоже можете ходить в детский сад и там много интересного узнать потому, что вы имеете право на обучение.

Вот так выглядит этот документ «Конвенцией о правах ребёнка».

Воспитатель показывает детям картинку, символизирующую это право, дети рассматривают её. (слайд)

Красная Шапочка: Давайте поиграем. Внимательно посмотрите на картинки и найдите, на какой картинке нарушены права ребёнка.

Дети находят нужную картинку.

Педагог: Вот так закончилась эта история. Вы смогли помочь героям сказок, с которыми встретилась Красная Шапочка. Спасибо вам. Красной Шапочке пора возвращаться в свою сказку. Давайте с ней попрощаемся.

Расскажите, понравилась ли вам история, которая произошла с Красной шапочкой? Что вам запомнилось? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение сейчас? 

30 января 2018 в 05:56

Прикреплённые файлы:

Документ: Проект "Неделя правовых знаний"

Описание файла:

Файл называется: prava-detei_73ajd.pptx

Это официальный файл организации «сайт Даутовой Елены», в нём содержится Проект "Неделя правовых знаний".

Размер файла: 3,25 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.